Какой он, современный детский сад?
Как пандемия коронавируса скорректировала работу дошкольных образовательных учреждений? Какие особые образовательные пространства созданы для ивановских ребятишек? Об этом беседуем с начальником дошкольного отдела управления образования администрации г. Иваново Ниной ГРУЗДЕВОЙ.
Три кита системы
- Нина Владиславовна, расскажите, сколько в Иванове детских дошкольных образовательных учреждений? Сколько малышей ждут места в детском саду?
- Сегодня дошкольная сеть города включает 137 учреждений, в их числе две новостройки. Они открыли двери для воспитанников в 2020 году. Это детский сад № 9 на ул. Окуловой на 60 мест и детский сад комбинированного вида №18 в микрорайоне Рождественский на 240 мест.
Что касается актуальной очереди в детский сад, то своего первого визита в дошкольное учреждение ждут 1555 ребятишек от полутора до трёх лет.
Многие родители заинтересованы определить своих малышей в детский сад, потому что сегодня это уже качественно иное дошкольное учреждение чем даже пять-семь лет назад. В детских садах Иванова в образовательный процесс активно внедряем современные, инновационные методики и технологии. А педагоги регулярно делятся своими находками на мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровней.
- Каковы главные ориентиры в работе ивановских детских садов?
- Это доступность, качество, эффективность. Педагоги-дошкольники активно используют и внедряют в практику здоровьесберегающие технологии, технологию проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технологию дополненной реальности, игровые и кейс-технологии.
Мобильные специалисты широкого профиля
- Насколько изменились современные педагоги? Ведь окружающий нас цифровой мир и инновационные технологии требуют уже других специалистов.
- Да, современный мир заставляет педагогов менять формы и методы работы. Своего рода экзаменом стала и пандемия коронавируса, которая тоже потребовала изменить формы работы с детьми и их родителями. Но классические качества - любовь к детям, желание творить, развиваться и самосовершенствоваться, грамотно взаимодействовать с семьями воспитанников - остаются основными наряду с профессиональными компетенциями педагога.
Воспитатель должен уметь играть с детьми, взаимодействовать с родителями. Но и уметь применять в образовательном процессе информационно-компьютерные технологии. Даже общение в мессенджерах, где можно оперативно донести до родителей оперативную срочную информацию. Поэтому сейчас так важен вопрос повышения квалификации педагогов.
Кроме того, поскольку сейчас увеличивается число детей с проблемами здоровья и особенностями развития, и не все мамы и папы отдают таких детей в коррекционные, специализированные дошкольные учреждения (мы только рекомендуем, настаивать не имеем права), то воспитатель должен уметь работать и с такими ребятами.
Образ современного педагога - это универсал, мгновенно реагирующий на изменения в системе образования и обществе в целом. Ему необходимо знать не только образовательные методики, а разбираться в разных областях медицины, психологии, дефектологии, олигофренопедагогике, сурдопедагогике, тифлопедагогике.
- Решение о переводе особенного ребёнка в коррекционный детский сад остаётся за родителями?
- Конечно. Если педагог видит, что ребёнку сложно в группе сверстников, что ему нужны специалисты определённого профиля, условия индивидуального обучения, то он обязательно порекомендует родителям подумать о специализированном дошкольном учреждении, где созданы все условия для особенных детей. Но, повторю, настаивать о переводе ребёнка мы не имеем права.
- Как изменила работу педагогов пандемия коронавируса?
- В условиях пандемии многие родители хотели, чтобы педагоги дистанционно занимались с детьми. Хотя требования дистанционного обучения в детсаду законодательством не предусмотрены. Не всех педагогов удалось замотивировать на это. Но многие учреждения активно вошли в такой формат: придумали способы взаимодействия с родителями и детьми, разработали онлайн-занятия, презентации, видеоролики, создали спецгруппы и специальный сайт, куда выкладывали обучающие занятия. Одним словом, проявили себя настоящими профессионалами.
Где растут гении?
- А насколько инновационным стал воспитательный процесс?
- Дошкольный отдел управления образования города активно взаимодействует с муниципальным бюджетным учреждением «Методический центр в системе образования». Результат такого сотрудничества - созданные особые образовательные пространства. Это своего рода точки роста. Я коротко расскажу о них и уверена, что тема заинтересует многих родителей.
Интерактивный центр «Солнечный зайчик» на базе детского сада № 1 - это современное многофункциональное помещение с персональными компьютерами для детей и педагога.
Казалось бы, обычный компьютерный класс, но именно он даёт возможность в игровой форме освоить процесс пошаговой съёмки и монтажа видеопроектов, научиться создавать короткие видеофильмы.
Иннопарк научных открытий «От почемучки к гению» - детский сад № 79. Его посетители - дети старшего дошкольного возраста. Уникальностью проекта является цифровая лаборатория «Наураша». При использовании реальных датчиков, подключаемых к компьютеру, игра становится живой по-настоящему. Ребенок исследует реальный, а не виртуальный мир. Сложные физические явления (свет, давление, сила тока, притяжение) становятся привычными и родными.
«Читариум» на базе детского сада № 171 даёт возможность дошкольникам не только познакомиться с книгой, но и создать свою - печатную или электронную.
В развивающем центре «Навигатум. Взросляндия» в Центре развития ребёнка № 165 проводят комплексную работу по ранней профориентации дошкольников: формируют системный взгляд на мир профессий, развивают креативность мышления и ориентирует на созидательные жизненные ценности.
Занятия в лаборатории по арт-терапии «Воображариум» на базе детского сада № 6 помогают нейтрализовать негативные личностные проявления у детей: неорганизованность, конфликтность, агрессию, обидчивость.
К организации сенсорного навигатума коллектив детского сада № 175 подтолкнуло желание поставить работу по организации работы в области раннего развития детей на более высокую ступень.
В экономическом царстве Рублика в детском саду № 10 дошкольникам преподают азы финансовой грамотности.
В Центре практической жизни «Baby-АКАДЕМИКА» в детском саду № 8 закладывают фундамент для раннего самоопределения дошкольников, базу для успешной адаптации и социализации детей, для их профориентации.
Как видите, у многих детских садов есть свои, уникальные направления работы и свои «изюминки».
Прочувствовать и полюбить профессию
- Нина Владиславовна, что хотите пожелать представителям самой гуманной и доброй профессии - воспитателям - в преддверии Дня дошкольного работника, который отмечают 27 сентября?
- Хочу пожелать педагогам, чтобы они не сомневались в правильном выборе профессии. Дайте себе возможность прочувствовать эту профессию от начала до конца.
Профессия педагога, воспитателя - очень благодатная. Ответственность за детей колоссальная, и перед родителями в том числе. Но отдача и эмоции, тот заряд энергии и бодрости, который вы получаете от детей, того стоят. Желаю, чтобы вы как можно дольше оставались в этом строю, чтобы шли в ногу со временем, развивали свои компетенции.
А руководители детских садов пусть не теряют энтузиазма и оптимизма, всегда будьте в хорошем расположении духа и настроении. Тогда любая задача будет по плечу.
Со своей стороны отмечу, что сегодня, особенно в условиях непростой эпидемиологической ситуации, финансирование объектов соцсферы (в том числе образовательных учреждений) - приоритетное направление расходования бюджета города Иваново. При расходовании финансовых средств на детсады мы учитываем, прежде всего, выплаты социально значимых направлений: заработную плату сотрудникам, организацию питания детей, обеспечение противопожарной и антитеррористической безопасности, обеспечение бесперебойной работы систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и др.
Наши дети - наше будущее и наша опора.
Андрей СОКОЛОВСКИЙ