Давайте признаем – зачастую мы воспринимаем окружающий нас мир очень плоско. Большинство предметов, которые используем в повседневной жизни, и событий, из которых судьба отливает фундамент нашего земного существования - просты как яйцо. На первый взгляд. На самом деле, если приложить немного усилий и постараться копнуть чуть глубже, то можно открыть, что даже смешная загадка, знакомая с раннего детства – не так уж очевидна.
Название выставочного проекта «А и Б сидели на трубе» - отсылка к дошкольной загадке про первые буквы алфавита – «А упало, Б пропало, что же осталось на трубе?».
«Любая выставка всегда начинается с идеи. «А и Б» не исключение. Руководство петербургского филиала ГЦСИ обратилось ко мне, чтобы совместно разработать проект, который через творчество местных (петербургских) художников расскажет о техниках коллажа, монтажа и ассамбляжа, — рассказывает критик, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея и куратор выставки Олеся Туркина. — Сейчас эти художественные приёмы настолько плотно вошли в нашу жизнь, что мы не обращаем на них внимания. В городах со всех сторон на нас смотрят рекламные плакаты и баннеры, при создании которых дизайнеры на автомате используют коллаж. А между тем, у этих художественных техник есть своя интересная история происхождения, которая в наше время «present shock» как нельзя актуальна».
Многие работы, представленные на выставке, выполнены из предметов, о существовании которых мы попросту забываем в бешеном потоке современной цифровой реальности, не замечаем их присутствия в жизненном пространстве. Однако попав в руки творцов, они раскрывают свою потаённую суть и превращаются в сложный и многоуровневый художественный материал.
«Когда ты подбираешь предметы, из которых будет состоять композиция, нужно постараться абстрагироваться от привычного использования этого объекта, материала в быту, — объясняет художник Семён Мотолянец. — Необходимо взглянуть на фактуру предмета, додумать, чем ещё он мог быть интересен и полезен. Может ли работа помочь зрителю рассмотреть бытовой предмет подробнее и увидеть в нём новый смысл».
Постараться увидеть сложные смыслы простых вещей может каждый желающий посетитель выставки, которая продлится до середины ноября в Государственном центре современного искусства.