МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 180 «Золотая рыбка» посещают более 270 ребят. Кроме групп раннего и дошкольного возраста общеразвивающей направленности, работают две группы компенсирующей направленности для детей 5-8 лет с тяжёлыми нарушениями речи и одна группа кратковременного пребывания лекотека «Шаг навстречу» для детей от 2 до 8 лет (детей-инвалидов - до 9 лет) с особыми образовательными потребностями.
В чём преимущества и особенности коррекционной службы дошкольного учреждения, рассказывает учитель-логопед, дефектолог детского сада № 180, педагог высшей квалификационной категории Наталья Ларина. Более 40 лет своей жизни Наталья Дмитриевна посвятила работе с детьми.
Ребёнок - родитель - педагог
Ивановская лекотека «Шаг навстречу» гостеприимно распахнула двери для особенных дошкольников и их родителей в ноябре 2010 года под руководством заведующего детсадом Нины Груздевой.
«Это огромная помощь в воспитании, образовании и социализации детей с сочетанными множественными нарушениями развития. Мы, специалисты лекотеки: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог по арт-терапии, педагог-психолог по работе с родителями, инструктор по физической культуре, оказываем помощь детям с нарушениями развития в социализации, формируем у них предпосылки к учебной деятельности, поддерживаем развитие личности и оказываем психолого-педагогическую помощь родителям. Сейчас занятия в лекотеке посещают 20 детей и их родители», - рассказывает Наталья Дмитриевна.
Присутствие членов семьи - обязательное условие. Их учат правильно выстраивать отношения с особенным ребёнком, заниматься с ним, адекватно оценив его возможности. Работу с родителями ведут в двух направлениях: индивидуальном (терапевтическая беседа, тренинги, консультации, диагностические игровые сеансы, коучинги с привлечением ведущих коучей страны и ближнего зарубежья) и групповом.
С сентября 2014 года просвещение родителей ведётся через страничку «Лекотека Иваново» в «ВКонтакте». Популярна и такая форма, как дистанционный «мозговой штурм». Родители, психолог, учитель собираются в интернет-сети и продумывают эффективные пути решения нестандартной ситуации.
Радуемся успехам вместе
В 2020 году лекотеке детского сада №180 исполняется 10 лет. Но уже с первого года её работы детсад стал базовой площадкой по теме «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Сейчас детский сад - региональная инновационная площадка по теме «Модель открытого образовательного пространства для детей, не посещающих дошкольную образовательную организацию».
В лекотеке занимаются с детьми с 2 до 9 лет. Разный возраст, разная патология. Поэтому стремясь оказать квалифицированную помощь воспитанникам и их родителям, педагоги постоянно учатся, совершенствуя и модернизируя методы работы. Так, в игровых сеансах с особенными ребятами стали применять АВА-терапию, различные методы альтернативной коммуникации, важные для неговорящих детей, а также для детей с расстройствами аутистического спектра, скайп-интенсив и др.
«Наша задача - подготовить одних детей к тому, чтобы они могли посещать другие детсады в группах полного дня либо кратковременного пребывания, но без присутствия родителей, других - к обучению в школе. Одно из последних наших достижений: к обучению в массовой школе мы подготовили ребёнка-колясочника. Среди воспитанников есть те, кто учится в лицеях, гимназиях, школах повышенного статуса г. Иваново», - рассказывает Наталья Ларина.
Одновременно и сложно, и интересно быстро перестроиться в работе с особенным ребёнком. Много запасных вариантов нужно держать в голове, чтобы сориентироваться. Но результаты радостные.
«В детском саду «Золотая рыбка» дети окружены вниманием, заботой и любовью и получают профессиональную, квалифицированную помощь. Мы всегда готовы помочь, подставить плечо родителям особенных малышей. Вместе с мамами мы радуемся любому успеху ребёнка, шагу в лучшую сторону. А достижений и побед в жизни наших воспитанников будет немало. Своевременное включение семьи в коррекционную работу с ребёнком через разные формы совместной деятельности позволяет смягчить переживания родителей, изменить их позицию в отношении проблемного ребёнка, а желание и умение педагогов и родителей делать шаги навстречу друг другу становится насущной необходимостью в непростых для всех участников образовательных отношений условиях», - говорит Наталья Ларина.
Лиц. 1927 от 27.03.2017, выд. департаментом образования Ивановской области.