СЕГОДНЯ КОНКУРС В ИВАНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ СОСТАВЛЯЕТ ТРИ-ЧЕТЫРЕ ЧЕЛОВЕКА НА МЕСТО. НЕМАЛО АБИТУРИЕНТОВ ИЗ ДРУГИХ РЕГИОНОВ.
И именно выпускники Ивановского педагогического колледжа становятся теми учителями, о которых с теплотой вспоминают всю жизнь и с любовью говорят: «Мой первый, мой любимый учитель».
ГОД ПАНДЕМИИ
Ивановский педагогический колледж долгие годы достойно носит имя легендарного писателя Дмитрия Фурманова. Более чем за 70 лет из стен учебного заведения вышли 15 тыс. специалистов - учителей начальных классов, физической культуры, иностранных языков, воспитателей детских садов. Выпускники колледжа работают в родной Ивановской области и на Камчатке, на юге и севере страны, в Узбекистане, в Якутии - в 54 странах мира.
2020 год был особенно непростым для педагогов и студентов, временем перемен. Пандемия коронавируса внесла свои существенные коррективы во всю жизнь колледжа: организацию учебного процесса и педагогической практики, защиту курсовых и дипломных работ, воспитательный процесс и волонтёрскую деятельность ребят, посвящение в студенты и проведение последнего звонка.
Но неизменным оставалось одно: мудрость педагогов и их профессионализм в плане организации бесперебойного процесса обучения, а также любовь студентов колледжа к выбранной профессии, их самодисциплина и ответственность.
«Мы осознанно делаем упор на практику. Практико-ориентированное обучение в колледже выгодно отличается от университетского образования. Там больше внимания уделяют основательной теоретической подготовке. Мы стараемся соблюдать «золотую середину». Поэтому с первых дней увлекаем наших студентов различными видами практики», - рассказывает директор Ивановского педагогического колледжа Наталья Карасёва.
Даже в ограниченных условиях пандемии студенты Ивановского педагогического колледжа смогли получить практические навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности.
О том, как колледж прожил непростой, переломный год пандемии и как сейчас обучают студентов, рассказали его педагоги.
НОВЫЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КОЛЛЕДЖА
Год назад, в марте 2020 года, колледжи перевели на дистанционное обучение.
«Мера эта была вынужденная. И нашей главной задачей было организовать бесперебойный процесс обучения. Работу в этом направлении мы проделали масштабную», - рассказывает кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебной работе Ивановского педагогического колледжа Наталья Лысых.
Для организации непрерывного качественного процесса обучения педагоги использовали разные средства коммуникации, преимущественно электронные почты, аккаунты в социальных сетях. Лекции и защита дипломных работ проходила на платформе ZOOM.
«Защиту дипломных работ проводили в онлайн-режиме индивидуально с каждым студентом. Это было новое. Но технических сбоев удалось избежать, защиты прошли успешно», - поясняет Наталья Владимировна.
В сентябре после некоторых послаблений в режиме повышенной готовности начался этап смешанного обучения. Ребята вышли учиться с жёстким соблюдением противоэпидемических мер. Студентов разделили на потоки, развели время начала и окончания занятий, время перемен и обеда. Безусловно, были определённые сложности. Но с ними справились.
«Приняли решение разделить учебные группы на потоки. Первый поток - это первый и второй курсы. Второй - третий и четвёртый курсы. И сегодня они учатся одну неделю очно, другую - дистанционно», - уточняет заместитель директора по учебной работе.
Такой график обучения стал для студентов испытанием на прочность, потребовал самодисциплины и самоконтроля. Вот тогда перед ребятами встал главный вопрос: хотят и умеют ли, готовы ли они самостоятельно изучать материал.
А для педагогов период пандемии стал возможностью совершенствования. Ведь потребовалось умение быстро перестроиться, переосмыслить содержание преподаваемого учебного предмета, продумать форму его представления и способы его освоения студентами в изменившихся условиях.
Каждому пришлось учиться, осваивать образовательные платформы. Это стало новым этапом в истории современного образования, который необходимо было пройти. В педагогическом колледже его прошли успешно.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ С ЮНЫХ ЛЕТ
Традиционно во время всего обучения, а в период пандемии особенно, именно преподаватели стали для студентов Ивановского педагогического колледжа ориентиром.
«Учителя и преподаватели - это те люди, которые постоянно учатся, анализируют свою педагогическую деятельность, совершенствуются и стремятся к развитию. Мы строим научно-методическую работу исходя из этой позиции. Хотим, чтобы студенты профессионально развивались, находясь уже здесь, в стенах колледжа», - рассказывает кандидат филологических наук, заместитель директора по научно-методической работе Ивановского педагогического колледжа Алексей Костин.
Уже на первом курсе наши студенты выполняют индивидуальный проект, который становится их первой, путь и небольшой, но научной работой.
«Ребята выбирают проблему и исследуют её, описывают результаты, - продолжает Алексей Костин. - В ходе проектной деятельности они создают научный текст, в котором рассматриваются возможные пути решения той или иной проблемы, например, студенты изучают влияние компьютерных игр на здоровье человека, молодежные субкультуры, английские заимствования в русской спортивной терминологии, значение правильной осанки для жизнедеятельности человека, отражение русского национального характера в пословицах и поговорках, диалектные особенности в речи жителей Ивановской области, проблемы молодежи в современной русской литературе и т.д. В ходе выполнения индивидуального проекта студенты приобретают ценный опыт анализа научной литературы, самостоятельно ищут путь решения той или иной научной проблемы, получают возможность принять участие в конкурсе индивидуальных проектов, который традиционно проводится в колледже».
По словам Алексея Валерьевича, на третьем курсе студенты выполняют курсовую работу по педагогике. Они рассматривают проблемы обучения младших школьников, вопросы физического воспитания разных категорий обучающихся, анализируют опыт работы учителей, а затем публично защищают результаты проведенного исследования. «На выпускном курсе курсовая работа плавно перерастает в работу дипломную. Это серьёзное научное исследование, почти как у студентов вузов», - уточняет Алексей Валерьевич.
Дипломные работы студентов «школьного отделения» посвящаются обычно теоретическим и прикладным аспектам обучения и воспитания младших школьников, а в дипломных исследованиях студентов «физкультурного отделения» рассматриваются проблемы организации физкультурно-оздоровительной деятельности и учащихся начальной школы, и ребят более старшего возраста. В процессе подготовки дипломной работы студенты собирают и анализируют материал, планируют и реализуют практическую или опытно-экспериментальную работу по избранной теме, проверяют на практике в школе эффективность предлагаемых ими решений исследуемой педагогической проблемы. Исследуя ту или иную проблему, студенты учитывают опыт учителей.
«Мы хотим, чтобы наши студенты ориентировались на опыт, накопленный учителями в общеобразовательных школах, и затем, используя научную литературу, собственные наработки и опыт педагогов, могли предложить своё решение педагогической проблемы», - говорит Алексей Костин.
Важно отметить, что преподаватели знакомятся с научной литературой по теоретическим и прикладным аспектам профессионального педагогического образования, анализируют свой педагогический опыт, делятся собственными наработками в области профессиональной деятельности на семинарах и конференциях, которые проходят в колледже, выступают с докладами на научных конференциях за его пределами, публикуют свои научные статьи и методические разработки.
Научно-методическая работа не прекращалась и во время пандемии, просто изменила формат на дистанционный.
«НАВЫКИ МУДРЫХ» И ЭНЕРГИЯ МОЛОДЫХ
О высоком уровне подготовки будущих педагогов свидетельствует и участие Ивановского педагогического колледжа в Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). VI Региональный чемпионат WorldSkills Russia проходил в режиме онлайн с соблюдением всех регламентов. Стоит отдать должное организаторам за техническую подготовку и реализацию этого значимого мероприятия. Работа в этом плане была проделана колоссальная.
«На базе педагогического колледжа проходили соревнования по компетенции «Преподавание в младших классах». Участниками в основной возрастной группе стали пять студентов нашего колледжа, которые обучаются по специальностям «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и «Преподавание в начальных классах». В процессе подготовки к соревнованиям студенты отрабатывали свои умения и навыки, осваивали интерактивное оборудование, совершенствовали личностные качества. Упорный труд помог пройти серьёзный отбор и стать конкурсантом, - рассказывает Наталья Лысых, которая является сертифицированным экспертом по компетенции «Преподавание в младших классах».
Особенностью чемпионата 2021 года стало участие в нём учителей начальных классов ивановских школ. Они продемонстрировали свой профессиональный опыт и мастерство в возрастной группе «Навыки мудрых (50+)».
«Все наши конкурсанты смогли проявить себя и свои способности. Они справились со всеми заданиями, хотя порой это было очень непросто сделать. Непросто было и нашим экспертам. Но имеющиеся у них качества - профессионализм, концентрация внимания, широкий кругозор - помогали оценивать выступления конкурсантов объективно», - говорит Наталья Владимировна.
Сейчас в колледже ждут результатов. Победителей регионального этапа в случае успешного результата отборочных соревнований пригласят участвовать в финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Преподавание в младших классах».
Такие мероприятия и взаимодействие с опытными, состоявшими преподавателями оказывают исключительно положительное воздействие на студентов. Мотивируют на профессию, пробуждают педагогическую направленность личности. Всё это, безусловно, находит отражение в жизни, на практике.
В ЦЕНТРЕ ЖИЗНИ
А с прохождением практики в разгар пандемии коронавируса возникли серьёзные трудности.
«С введением режима повышенной готовности в школы наших студентов не допускали. Вся практика проходила дистанционно», - уточняет заместитель директора по учебно-производственной работе Ивановского педагогического колледжа Катерина Сенкевич.
Между тем, основы профессии студенты постигают через практику: классное руководство, внеклассную работу, методическое обеспечение образовательного процесса, пробные уроки, сентябрьскую практику «Первые дни ребенка в школе», практику в загородном или школьном лагере.
Как быть? Нашли выход и из этой ситуации.
«Практика проводилась в стенах колледжа. Собирались малыми группами, один студент вёл занятия как учитель. Остальные на время становились его учениками. Почти все виды практики мы реализовали в таком режиме. Понятно, что не хватало живого общения с детьми. Но практические навыки отрабатывались, и профессиональные компетенции осваивались», - объясняет Катерина Викторовна.
И такие навыки и знания уже совсем скоро пригодились. В школах Ивановской области провели обязательное тестирование учителей на коронавирус. В ивановской гимназии № 3 его выявили у многих учителей.
«Руководство гимназии обратилось к нашим студентам и выпускникам с просьбой помочь в проведении школьных занятий. Восемь студентов две недели работали в гимназии, понимая, что могут заразиться. Но это их не остановило. И многие, к слову, туда пошли и на преддипломную практику», - рассказывает Катерина Сенкевич.
А в феврале 2021 года частично с соблюдением определённых ограничительных мер студенты педагогического колледжа стали выходить в школы для прохождения различных видов практики.
«Сейчас выпускники приступили к преддипломной практике в очном режиме. В течение четырех недель они будут проводить уроки более чем в 50 школах города Иваново и Ивановской области», - говорит Катерина Сенкевич.
ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ
Пандемия коронавируса скорректировала и воспитательную работу в педагогическом колледже. Единственное, что могли себе позволить студенты в этот период, - это пешие экскурсии по городу. Но даже в этом нашли свою прелесть и удовольствие.
«Особенно трепетно к таким мини-экскурсиям отнеслись наши иногородние студенты», - отмечает заместитель директора по воспитательной работе Ивановского педагогического колледжа Елена Зеленова.
Но даже на самоизоляции в колледже в онлайн-формате проводили конкурсы, досуговые мероприятия, опросы, голосования.
Безусловно, такие формы не заменили живого общения. Поэтому при первой возможности студенты колледжа вышли в Ивановский музыкальный театр на премьеру пьесы «Любовь и голуби». Равнодушным спектакль не оставил никого.
А в Дом актёров специально для студентов педагогического колледжа дали спектакль «Soft» в интересном формате. Зрители тоже приняли непосредственное участие в постановке.
Из-за пандемии пришлось отменить, пожалуй, самые яркие в эмоциональном плане и самые любимые студентами праздники. Это посвящение в студенты и последний звонок.
Но преподаватели и в этой ситуации нашли оптимальный выход. «Мы не могли не отметить каждого нашего выпускника. Поэтому церемонию награждения проводили 21 раз, поскольку у нас 21 группа», - уточняет Елена Владимировна.
К своим выпускникам и студентам преподаватели колледжа относятся не просто уважительно, но с отеческой любовью. Многие учащиеся занимаются волонтёрской деятельностью, и это заслуживает восхищения и похвалы.
«Наши выпускники говорят, что всегда есть место для доброго поступка и помощи. А самое главное - не просто говорят, а демонстрируют это личным примером. И делают это профессионально и качественно, не считаясь с личным временем и не жалея сил», - говорит Елена Зеленова.
Студенты волонтёрского отряда «Альтруист» под руководством педагога, выпускницы Ивановского педагогического колледжа Натальи Кокуриной, участвуют в областном проекте «Передышка». Они занимаются с особенными детьми, страдающими аутизмом: общаются с ними, играют, развивают, развлекают спектаклями и сказками.
И импульсы добра, оптимизма и энергии передаются от сердца волонтёра к сердцу особенного ребёнка. Родители этих детей, между тем, получают небольшую передышку, личное время.
Ещё один волонтёрский отряд имеет спортивную направляющую. Будущие преподаватели физической культуры выступают как организаторы, помощники организаторов и как судьи. К судейству ребята относятся очень трепетно и владеют этими навыками профессионально. Так что им доверяют судить соревнования любого уровня: и детские, и взрослые, и ведомственные.
А впереди большой праздник - День Победы. Волонтёры примут непосредственное участие в организации шествия «Бессмертный полк». В этом году он снова будет проходить в режиме онлайн. Сейчас они заняты компьютерной обработкой материала, поступающего от потомков участников Великой Отечественной войны.
На правах рекламы
Двери Ивановского педагогического колледжа всегда открыты для тех, кто искренне любит детей и хочет работать с ними.
153002, г. Иваново, пр-т Ленина, д. 41.
Контактный телефон:
8 (4932) 32-51-02
www.ivpk.ru, ikolledg@mail.ru
Лицензия № 1214 от 15.08.2014, выдана департаментом образования Ивановской области