Из ивановских дворов и с пришкольных территорий пропали ажурные лебеди, клумбы, ограждения, «прыгунки», изготовленные когда-то умельцами из отслуживших своё шин. Зато старые покрышки заполонили контейнерные площадки и обочины дорог. Что делать?
Вредные лебеди
Всё изменилось оттого, что почти два года назад в России запретили использование старых автомобильных покрышек, поскольку они относятся к токсичным отходам. Запрещено закапывать покрышки в землю, делать из них ограждения на детских и спортивных площадках, стоянках и парковках, использовать их как тренажёры или аттракционы, изготавливать арт-объекты для украшения придомовой территории, использовать шины в качестве береговых укреплений.
В советские годы, да и в девяностые – начале нулевых использованные автопокрышки были, конечно, не на вес золота, но всегда в дефиците. Умельцы соревновались в мастерстве, вырезая из потрёпанной резины диковинные фигурки, украшали ими дворы многоэтажек, школ и детских садов.
Между тем экологи давно говорили о вреде использованных автопокрышек и для людей, и для природы. Когда запрет на них вступил в законную силу, руководители образовательных организаций, ТСЖ, старшие по домам, чтобы избежать штрафов, начали в спешном порядке избавляться от самодельных арт-объектов. Завалы из старых покрышек пропали с территорий автомастерских, из гаражей. Однако контейнерные площадки многих городов и посёлков враз превратились в завалы из отработанной резины. Экологичнее в наших городах не стало, а у местных властей появилась дополнительная головная боль.
Бывшие в употреблении автомобильные покрышки относятся к отходам III-IV класса опасности, и региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) не забирает их с контейнерных площадок: ТКО они не являются.
Антишина
Муниципалитеты Ивановской области по-разному решают возникшую «резиновую проблему». В областном центре, например, администрация города вместе с заводом резинотехнических изделий летом 2022 года провели акцию «АнтиШина». В разных районах города установили восьмикубовые мусорные бункеры, куда горожане бесплатно сдавали отработавшие своё автомобильные шины. Акция показала свою эффективность, и, как рассказали в пресс-службе администрации областного центра, её повторят.
В Кинешме предприятий, имеющих лицензию на работу с отходами такого класса опасности, нет.
«Когда шёл поиск компании, которая могла бы заняться утилизацией автомобильных покрышек в Кинешме, мы понимали, что у города лишних денег нет, поэтому выбирали варианты паритетного сотрудничества без каких-либо финансовых обязательств», – рассказывает заместитель председателя Ивановской областной Думы Александр Фомин.
Предприятие, готовое работать на паритетных и безфинансовых условиях, нашлось в Подмосковье.
«Мы встречались с руководством, провели совещание, обговорили условия сотрудничества. Сейчас готовимся к подписанию соглашения и после решения всех организационных вопросов приступим к работе», – говорит глава Кинешмы Вячеслав Ступин.
Согласно договорённости, городские власти организуют площадку для накопления, собирают и складирует автопокрышки, а завод по мере накопления шин своими силами забирает их на переработку.
Сложнее малым населённым пунктам региона: здесь резиновых отходов не так и много, крупным фирмам такие объёмы неинтересны, а вывозить всё за сотню километров и оплачивать утилизацию десятка покрышек довольно накладно. Администрации муниципалитетов надеются, что, изучив вопрос логистики, на помощь также придёт подмосковный завод.
Важно. Чем вредны автопокрышки?
- Загрязняют землю. Нагреваясь, они выделяют вредные вещества, тяжёлые металлы и канцерогены. За три года шины способны загрязнить почву в радиусе свыше 50 метров.
- Загрязняют воздух. На солнце в воздух попадают токсичные вещества и канцерогены. Покрышки выделяют бензопирен, фенолы, частицы каучука и смолы.
- Пожароопасны. При горении резина выделяет ядовитые пары. Срок разложения отработанных автопокрышек превышает 130 лет.