«Дети - это всегда счастье. Но, к сожалению, число уникальных ребят с какими-либо нарушениями с каждым годом растёт. И очень важно обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого особенного ребёнка именно в период дошкольного детства», - уверена начальник дошкольного отдела управления образования администрации г. Иваново Нина Груздева.
Особые группы для уникальных детей
В Иванове работают 39 дошкольных образовательных учреждений со специализированными группами. Для ребят с нарушением речевого развития, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и поражением центральной нервной системы, с задержкой психического развития открыты группы компенсирующей направленности.
Практикуют и вариативные формы дошкольного образования для детей с ОВЗ. В Иванове есть лекотека, центр для детей с крайней степенью слабовидения, группа кратковременного пребывания для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, служба ранней помощи «Начало».
Дети с особенностями в развитии могут получать помощь с рождения до 8 лет, дети-инвалиды - до девяти лет. В нынешнем учебном году специализированную помощь получают 1768 воспитанников коррекционных детских садов. Это на 6,3% больше, чем годом ранее. Всего в спецсети города Иваново дошкольное образование получают 336 детей-инвалидов.
Зачисление дошкольников в коррекционные детские сады происходит на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. По результатам обследования специалисты дают рекомендации по организации обучения и воспитания ребёнка.
«Очень важно как можно раньше начать оказывать коррекционную помощь уникальным детям по специальным адаптированным программам. Возможности для этого есть: в нашем городе коррекционная служба представлена достаточно широко», - говорит специалист дошкольного отдела Светлана Климова.
На пути к успеху
Чем и кто занимается с особенными малышами? Коррекционно-развивающая работа строится с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, заключений психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальных программ реабилитации и абилитации.
Для обучения уникальных детей используют адаптированные образовательные программы, специальные методические пособия, дидактические материалы и технологии: арт-терапию, сказко- и музтерапию, песочную терапию, в том числе и рисование цветным песком на световом столе, игротерапию, куклотерапию и др.
Применяют и инновационные методы - например, АВА-терапию. В работе с «неговорящими» детьми применяют разные виды визуального расписания и карточек РЕCS. Большую роль играет и социокультурная реабилитация ребят через активное участие в познавательно-досуговой деятельности.
«Грамотно организованный реабилитационный процесс способствует не только личностной самореализации, но выступает эффективным стимулом социальной интеграции уникальных детей в общество. Во многом именно педагоги делают доступным для таких ребят любое образовательное учреждение. Они помогают реализовать их особые образовательные потребности, создают психологическую атмосферу, в которой ребёнок перестаёт ощущать себя не таким, как все. И, будучи включённым в полноценную социальную жизнь сверстников, обретает право на обычное детство», - говорит Нина Груздева.
Но высок успех там, где родители активно помогают педагогу в работе со своим уникальным ребёнком. Воспитатели стараются научить их взаимодействовать со своим малышом, оказывать ему необходимую помощь в развитии. Путь к успеху труден и долог. Но дорогу осилит идущий.